Что такое мобилизация?
Под мобилизацией понимается целый комплекс мероприятий по переводу экономики России, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация может быть общей или частичной (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ, далее — Закон N 31-ФЗ).
Кто подлежит мобилизации?
Согласно ст. 17 Закона N 31-ФЗ призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Чтобы понять, кто является «пребывающим в запасе», обратимся к ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ). Запас Вооруженных Сил РФ создается из числа граждан:
- уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
- успешно завершивших обучение в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших федеральные государственные образовательные организации высшего образования;
- успешно завершивших обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших указанные образовательные организации;
- не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
- не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
- не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
- не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
- уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;
- прошедших альтернативную гражданскую службу;
- женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
Категории граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации, перечислены в ст. 18 Закона N 31-ФЗ. Это граждане:
1) забронированные в порядке, определяемом Правительством РФ;
2) признанные временно не годными к военной службе по состоянию здоровья — на срок до шести месяцев;
3) занятые постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
3.1) являющиеся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
4) имеющие на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющие на иждивении и воспитывающие без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (граждане женского пола, имеющие одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель);
4.1) имеющие жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;
5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
6) члены Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона N 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется также другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента РФ. Указом N 647 право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации предоставлено гражданам РФ, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса (на период работы в этих организациях). Категории таких граждан и порядок предоставления права на отсрочку определит Правительство РФ.
Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления (п. 4 ст. 17 Закона N 31-ФЗ).
Что делать гражданам, подлежащим призыву?
Обязанности граждан в период мобилизации установлены в ст. 10, 21 Закона N 31-ФЗ. Граждане обязаны, в частности, явиться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.
Полагаем, что граждане, не получившие мобилизационное предписание, повестку, распоряжение военного комиссариата, федерального органа исполнительной власти, имеющего запас, самостоятельно идти в военкомат не обязаны.
Обратите внимание, гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (п. 2 ст. 21 Закона N 31-ФЗ).
Какая установлена ответственность за неявку?
Статьей 21.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 500 до 3 000 рублей за:
- неявку по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины;
- неявку в военный комиссариат при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
- несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Частью первой статьи 328 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной службы. Однако согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 cубъектами данного преступления являются граждане мужского пола, достигшие возраста 18 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу. В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Поэтому после достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу, по мнению Пленума Верховного Суда РФ, могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности. Таким образом, граждане, пребывающие в запасе, не могут являться субъектами преступления, предусмотренного частью первой статьи 328 УК РФ.
21.09.2022 Советом Федерации одобрен проект федерального закона N 160006-8 об ужесточении наказания за уклонение от военной службы, дезертирство, неисполнение воинского приказа и другие преступления против военной службы. Согласно ст. 331 УК РФ преступлениями против военной службы признаются преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Следовательно, до поступления на военную службу или начала прохождения военных сборов граждане не могут быть привлечены к ответственности за преступления, предусмотренные главой 33 УК РФ.
Иными нормами УК РФ ответственность за неявку граждан, пребывающих в запасе, в военкомат не установлена. Поэтому, по нашему мнению, такие граждане в настоящее время не могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Обязанности организаций в период мобилизации
Обязанности организаций в период мобилизации закреплены в ст. 9 Закона N 31-ФЗ, а также в Положении о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 (далее — Положение).
В частности, организации обязаны:
- при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени (пп. 6 п. 1 ст. 9 Закона N 31-ФЗ);
- обеспечивать своевременное оповещение и явку работающих (проходящих службу, обучающихся) в организациях граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части (пп. 7 п. 1 ст. 9 Закона N 31-ФЗ, пп. «ж» п. 32 Положения);
- разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по мобилизации (пп. «в» п. 30 Положения);
- информировать военкоматы о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области мобилизации (пп. «г» п. 30 Положения);
- создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию (пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона N 31-ФЗ).
Пришла повестка
В настоящее время форма повестки утверждена лишь для случаев призыва на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе (см. постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 663).
В такой повестке указывается одна из причин вызова:
- для уточнения документов воинского учета;
- для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним;
- для прохождения призывной комиссии, которая примет одно из следующих решений:
- о призыве на военную службу;
- о направлении на альтернативную гражданскую службу;
- о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
- об освобождении от призыва на военную службу;
- об освобождении от исполнения воинской обязанности;
- о зачислении в запас;
- для прохождения призывной комиссии субъекта Российской Федерации;
- для отправки к месту прохождения военной службы.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона N 53-ФЗ граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочные расходы:
1) на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов:
- о постановке их на воинский учет;
- об обязательной подготовке к военной службе;
- о призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы;
2) на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы.
На время прохождения военных сборов граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы (п. 2 ст. 6 Закна N 53-ФЗ).
В подобных случаях работодатель издает приказ об освобождении сотрудника от работы для исполнения государственных или общественных обязанностей. За работником сохраняется место работы и средний заработок (см. ст. 170 ТК РФ). В табеле учета рабочего времени проставляется код, предназначенный для исполнения государственных или общественных обязанностей, или код, предназначенный для обозначения отсутствия работника на работе по уважительной причине.
Несмотря на то, что средний заработок за время исполнения обязанностей по воинскому учету исчисляет и выплачивает работодатель, соответствующие расходы осуществляются за счет средств федерального бюджета (часть вторая ст. 170 ТК РФ, п. 2, 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, далее — Правила).
Для получения компенсации работодателю, понесшему соответствующие расходы, следует обратиться в военный комиссариат с заявлением о компенсации затрат, в котором указываются сведения о размере фактических расходов и банковские реквизиты счета для перечисления компенсации (п. 5 Правил). Сведения предоставляются на официальном бланке организации, документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации. Для подтверждения расходов представляются заверенные в установленном порядке копии подтверждающих документов, в данной ситуации — копии табеля учета рабочего времени, расчета среднего заработка, платежной ведомости и названных выше документов, представленных работником.
Может случиться и так, что работник не успеет сообщить работодателю о призыве и предъявить ему какой-либо документ. Полагаем, в такой ситуации в табеле учета рабочего времени необходимо проставить код, предназначенный для неявки работника по невыясненным причинам. Дни неявки по невыясненным причинам оплате не подлежат. Если сотрудник предоставит впоследствии документ, подтверждающий выполнение государственных обязанностей, в табель рабочего времени необходимо будет внести корректировки, а время отсутствия оплатить.
В случае вызова работника для отправки к месту прохождения военной службы по призыву трудовой договор с работником согласно п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ подлежит прекращению, но не в случае призыва на военную службу по мобилизации.
Призвали на военную службу по мобилизации
Закон N 53-ФЗ разграничивает понятия призыва на военную службу и призыва на военную службу по мобилизации, как и понятия прохождения военной службы по призыву и прохождения военной службы в период мобилизации (см. ст. 1).
22.09.2022 Правительство РФ на своем официальном сайте сообщило об утверждении постановления о сохранении рабочих мест для мобилизованных граждан. В особенности правового регулирования трудовых отношений, действующие в 2022 и 2023 годах, внесены соответствующие изменения. Согласно документу трудовые договоры с гражданами, призванными на военную службу по мобилизации, будут приостановлены, но не расторгнуты, рабочие места будут сохранены.
Источник информации — СПС Гарант.